О памятнике Михаилу Васильевичу Нестерову

Будучи уроженцем Уфы, я не мог не быть влюбленным в творчество Михаила Нестерова, над чьим образом я тружусь уже больше 10 лет. Всё это время я искал и старался раскрыть на языке пластики внутреннее состояние православного живописца, певца русского духа, чья судьба была суровой, красивой, сложной и бесконечно искренней. Приходилось доказывать людям очевидные вещи, что памятник необходим, где и за какие заслуги он должен стоять и к какой дате его нужно поставить. Я дважды выступал по телевидению, но почему-то в долгожданный срок про монумент просто умолчали. Спустя год был объявлен всероссийский конкурс, результаты которого, как выяснилось, были известны задолго до его начала. Впрочем, для профессиональной среды это не новость — подобные конкурсы.

В мае 2013 года вся страна отмечала юбилей Великого Живописца! В Москве и Петербурге открылись выставки легендарных полотен. В других городах, где Михаил Васильевич расписывал храмы, художника тоже помянули добрым словом. И конечно же открылась выставка на его Родине — в Уфе. В 1913 году живописец отдал в дар музею множество картин, составивших впоследствии основное собрание. Их расместили в доме купца-лесопромышленника М. А. Лаптева. После Великой Отечественной войны музей расширили, и он получил пристрой с плоской нишой, которая изначально была спроектирована под скульптурную композицию. Музей обрел спокойный двухэтажный эклектично-модерновый образ с уютным двориком, закрытым с улицы деревьями, так подходящий по духу к творчеству нашего живописца.

Но был ещё один смелый подарок музею уже в наше время от славных уфимских архитекторов, которые изменили фасад нестеровского убранства до неузнаваемости! Вместо послевоенного пристроя вырос медный исполин, рядом с которым усадебный домик как-то затерялся, а весь двор заполнил лестничный марш, приглашающий нас в чрево этой жирной рыжей лисицы. Исчезла любимая скульпторами ниша, где наши старики проектировали свои памятники, и дух нестеровской тишины и покоя улетучился вместе со строительной пылью. В сюрреализм сложно поверить, но он существует! Так вот, оправившись немного от шока, я увидел положение о конкурсе на памятник живописцу Михаилу Нестерову. На плане монумент занял почетное место в центре лестничного марша новоиспеченного здания музея. Согласно условиям конкурса, мною было предложено три варианта памятника, от бюста до масштабной пространственной композиции. В конкурсе в основном принимали участие местные корифеи скульптуры, так как это событие не стремились широко освещать. Наконец имена победителей стали известны. Не буду их называть, но лучше покажу фото первого в России памятника великому русскому живописцу Михаилу Васильевичу Нестерову, который, кстати, установили не в заданном конкурсной комиссией месте, а запрятали поглубже в листву (может быть, оно и верно).

Не знаю, что думают другие по этому поводу, но то, что произошло с музеем, мне представляется скульптурно-архитектурным террором, направленным на обычное отвращение от русской академической школы ваяния и зодчества.

Что же дальше? Друзья мои, есть ещё одно прекраснейшее место, в Нестеровском сквере, заложенном к юбилею Михаила Васильевича властями города, за что им отдельная благодарность. Дай Бог, чтобы там, спиной к храму, был воздвигнут достойный монумент замечательному художнику, которого все мы шибко любим!

45361-1