it Иллюстрации к “Божественной комедии” выставили в Петербурге

«Божественная комедия», написанная Данте Алигьери почти семь веков назад, остается величайшим текстом в истории мировой словесности. Текстом, который на протяжении всего этого времени расшифровывают тысячи исследователей и обычных читателей. А книга по-прежнему хранит свои тайны. Выставка в Музее истории религии в Петербурге – об истории иллюстраций к этому сочинению. В их числе и те, что созданы современными художниками специально для экспозиции «Божественный Данте».

На выставку посетители попадают, спускаясь вниз по крутой лестнице. Первый зал посвящен музе поэта – Беатриче Портинаре. Такой их первую встречу изобразил современный художник Рашид Доминов. В следующий раз Данте увидел Беатриче спустя девять лет. Юная девушка разожгла в сердце поэта любовь. Он посвятил ей своё первое произведение «Новая жизнь».

«У каждого большого художника есть недостижимая муза. Такой Беатриче была для Данте. Это была высокая платоническая любовь, они были едва знакомы. Она и осталась очень далекой, потому что умерла в молодости и вся последующая жизнь, творчество Данте были посвящены ей», – рассказала председатель Санкт-Петербургского общества Данте Алигьери Марина Самарина.

После смерти Беатриче – ей было всего 25 – Данте пообещал, что увековечит её память так, как не делал этого еще ни один мужчина. В честь возлюбленной он написал «Божественную комедию» – поэт трудился над ней полжизни, почти до самой смерти. Суровым и немного грустным увидел петербургский скульптор Илья Литвинов автора «Божественной комедии». Данте так подробно и зрелищно описал Ад, Чистилище и Рай, что кажется, он сам побывал там.

«Это не просто поэтическое произведение, это труд богослова, которое обращает любую человеческую душу задуматься о своей нравственности, о том, как жить дальше», – убеждён скульптор Илья Литвинов.

Один из самых уникальных экспонатов на выставке – первое парижское издание «Божественной комедии» 1861 года с рисунками Гюстава Доре – одного из самых знаменитых иллюстраторов трилогии.

«Критики писали, что он настолько точно написал Дантов Ад и во многих критических статьях говорили о том, что он почувствовал как будто они вместе – Доре и Данте – путешествовали по потустороннему миру», – отметила куратор выставки Наталья Суслова.

Еще одно уникальное издание – первая часть поэмы «Ад» середины ХХ века. Здесь собраны эскизы знаменитого скульптора Огюста Родена, который, как известно, черпал идеи для своих сюжетов из «Божественной комедии». Также к поэме Данте часто обращались художники, которые пережили войну – например, французский экспрессионист Эдуард Гёрг. Образы из «Ада» он перенес на свои офорты.

«Я думаю, что “Комедия” указывает на то, что для всех нас есть выход, есть какое-то продолжение, есть спасение, – утверждает директор Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге Редента Маффеттоне. – Мы можем спастись от всех наших грехов. Что очень важно и сегодня».

К сожалению, ни одной подлинной рукописи Данте не сохранилось. На выставке можно увидеть только фрагмент «Божественной комедии», переписанной в Италии в XV веке. Поэма Данте и сегодня остается, пожалуй, самым неразгаданным произведением. Выставка «Божественный Данте» позволяет каждому окунуться в эту тайну.